Язык программирования PHP

         

Extends


Механизм наследования – очень важная часть всего объектно-ориентированного подхода. Попытаемся объяснить его суть на примере. Допустим, мы создаем описание человека. Очевидно, что сделать это мы можем по-разному, в зависимости от того, для чего нужно это описание. Можно описать человека как программиста: он знает такие-то языки программирования, операционные системы, участвовал в стольких-то проектах. Однако если человек программист, то он не перестает быть человеком вообще, т.е. он имеет имя, фамилию, место жительства и т.п. Если перевести наши рассуждения в термины объектно-ориентированного программирования, то можно сказать, что мы описали два класса – класс людей и класс программистов, каждый со своими свойствами и методами. Причем класс программистов, очевидно, обладает всеми свойствами класса людей и при этом имеет свои специфические характеристики, т.е. класс программистов является подклассом класса людей. Так, если у человека вообще есть имя, то у программиста оно тоже должно быть, но не наоборот. Кроме программистов можно выделить еще множество классов по профессиональной принадлежности людей. И все они будут подклассами класса людей. Часто на практике удобно определять общий класс, который может использоваться сразу в нескольких проектах (например, класс людей или личностей), и адаптировать его для специфических нужд каждого проекта (например, как класс программистов). Как это можно реализовать? С помощью механизма расширений. Любой класс может быть расширением другого класса. Расширяющий (или производный) класс, кроме тех свойств и методов, которые описаны в его определении, имеет все функции и свойства основного (базового класса). В нашем примере класс программистов – расширяющий, а класс всех людей – базовый. Из класса нельзя удалить никакие существующие свойства и функции, класс можно только расширить. Расширяющий класс в PHP4 всегда зависит только от одного базового класса, поскольку множественное наследование в PHP не поддерживается. Расширяются классы в PHP с помощью ключевого слова extends.


<?php class Person { // определяем класс Личности var $first_name; // имя личности var $last_name; // фамилия личности function make_person($t,$a){ // метод устанавливает // значения имени и фамилии объекта $this->first_name = $t; $this->last_name = $a; } function show_person(){ // метод отображает информацию о личности echo ("<h2>" . $this->first_name . " " . $this->last_name . "</h2>"); } } class Programmer extends Person{ // определяем класс // Programmer, расширяющий Person var $langs = array ("Lisp"); // константным массивом // задать переменную в var можно function set_lang($new_lang){ // метод добавляет еще // один язык к списку известных $this->langs[] = $new_lang; } } ?>

Пример 6.3. Использование механизма наследования (html, txt)

Класс Programmer имеет те же переменные и функции, что и класс Person, плюс переменную $langs, в которой содержится список изученных программистом языков, и функцию set_lang для добавления еще одного языка к списку изученных. Создать представителя класса программистов можно обычным способом с помощью конструкции new. После этого можно устанавливать и получать список языков, которые знает программист, и в то же время можно использовать функции, заданные для класса Person, т.е. устанавливать и получать имя и фамилию программиста и отображать сведения о нем в браузере:

<?php $progr = new Programmer; $progr -> set_lang("PHP"); // методы, определенные для // класса Programmer print_r ($progr->langs); // методы, определенные для класса Person $progr->make_person("Bill","Gates"); $progr->show_person(); ?>

Отношения, в которых состоят созданные нами классы Person и Programmer, называют также отношениями родитель–потомок. Класс Person – родитель, а его потомки, такие как класс Programmer, создаются, основываясь на нем, с помощью расширений. Любой класс может стать родительским и соответственно породить потомков.

Порядок определения классов имеет значение. Нельзя сначала определить класс Programmer, расширяющий класс Person, а уже потом сам класс Person. Класс должен быть определен перед тем, как он будет использоваться (расширяться).


Содержание раздела